Путешествие на двух машинах по Горному Алтаю

Путешествие на двух машинах по Горному Алтаю

Путешествия

Это было наше первое путешествие в республику Горный Алтай (а ведь живем рядом рукой подать!), поэтому мы решили сделать его обзорным посмотреть там, сям, побывать тут и так далее.Думаю, пора представиться: папа Артём, по совместительству водитель и автор этих строк, мама Наташа, по совместительству штурман, и самый важный пассажир — дочка Виталия, или просто Вита. 

В отзывах, которые мы перечитали перед поездкой, написано много интересного, хорошего — но каждый воспринимает этот мир по-своему: одному больше нравится шумная компания...

Это было наше первое путешествие в республику Горный Алтай (а ведь живем рядом рукой подать!), поэтому мы решили сделать его обзорным посмотреть там, сям, побывать тут и так далее.Думаю, пора представиться: папа Артём, по совместительству водитель и автор этих строк, мама Наташа, по совместительству штурман, и самый важный пассажир — дочка Виталия, или просто Вита.

и возлияния на чистом воздухе,а у другого лицо озарится улыбкой лишь в местах, где нога человеческая не ступала. Все это привносило в отзывы свой отпечаток, поэтому хотелось увидеть побольше всего своими глазами и составить свое собственное мнение об этом чудесном крае!

Что до нашего отношения к отдыху — то нам нравится наслаждаться дикой природой, прочувствовать ее дыхание каждой клеточкой своего организма (но без экстрима — с собой брали пятилетнюю дочку).

Долго я изучал карту Горного Алтая и в конце концов сделал набросок предстоящего в июле путешествия:

Новокузнецк — Таштагол — Турочак — Артыбаш — северный берег Телецкого озера — первая стоянка на берегу — Горно-Алтайск — Усть-Сема — Чемал — Еланда — вторая стоянка на живописном месте близ Катуни — Усть-Сема — Шебалино — Семинский перевал — перевал Чике-Таман — Иня — стоянка на противоположном берегу Катуни — Акташ — Улаган — перевал Кату-Ярык — стоянка внизу — южный берег Телецкого озера — возвращение домой по М-52 через Бийск.

Еще на всякий случай (если захочется изменить маршрут по непредвиденным обстоятельствам) в голове был вариант свернуть после Семинского перевала на Усть-Кан и добраться до речки Кумир — посмотреть на Девичьи Плёсы — потом в сторону Усть-Коксы полюбоваться на Белуху, сходить на Мультинские озера…

Да много еще чего в голове было, а факты были таковы: в голове каша, а отдых две недели :).

Что мы имели на тот момент: автомобиль Nissan Pulsar '92 в обмундировании GA15DS, 4WD, MT.

А также: палатку, кастрюльку, теплые вещи, два спальника, надувной матрац.

Ехать на одной машине было слишком рискованной затеей для нас, поэтому предложили наше путешествие другу Андрею на Volkswagen Touareg `09 с арсеналом 3.0 TD, пневмоподвеской, 4WD, AT, которого по-любому нужно было испытать после покупки… :)

Так к нам добавился чайник, топорик, походный нож и еще один рот :) (вторая палатка, спальник и теплые вещи у Андрея тоже были).

Буквально за пару недель до выезда у машины появилась вибрация на скорости — оказалось, резина пошла грыжами (а внешне износа практически не было, несмотря на три года пробега — вот и покупай после этого русскую резину…). Купил новую корейскую «Hankook». Еще двигатель хорошо так жрал масло — примерно литр на тысячу километров. Взял с собой канистру четыре литра. Больше с машиной ничего не делал. Андрей к тому времени еще не намотал километраж до ТО, тоже ничего не делал с машиной (еще бы, только обкатку прошел… :)).

Ну вот и отпуск! Планировали выехать в понедельник, но у Андрея были дела не завершены, плюс мы не все в дорогу купили — поэтому день был посвящен шопингу. Вечером мы узнали от Андрея, что он сможет выехать только в среду, причем с утра нужно еще будет по делам смотаться. Тратить драгоценные дни отпуска на ожидание Андрея мы не могли, поэтому приняли волевое решение выдвигаться во вторник поутру в сторону Телецкого. Уж лучше сутки его на Телецком прождать, чем в Новокузнецке сидеть…

Выезд запланирован на 7 утра.

07 июля

Встали, позавтракали, и, после того, как, ценой титанических усилий погрузили весь свой скарб в багажник, двинули в путь! Заправились под горлышко в Точилино (VIP).

Вот такой ясной погодой провожал нас Новокузнецкий район. Настроение просто непередаваемое! Наконец-то мы выехали! Впереди нас ждет еще множество километров — и не везде будет столь чудесный асфальт…

Это пока еще Кемеровская область — район Таштагола (Горная Шория), уже начались горы, дорога стала больше петлять. В Таштаголе дозаправились. Но скоро ровная дорога кончится — начнется гравийка. Кстати, гравийка была очень сносного качества, и летел я по ней, иногда разгоняясь до 70 км/ч. Но местами приходилось оттормаживаться километров до 20, а то и 10 в час — там много речушек, и каждый мостик встречал нас колдобинами на въезде.

А вот и граница между Кемеровской областью и Республикой Алтай. Мы, конечно же, остановились тут пофотографироваться, размять косточки и перевести дух.

Я с дочкой.

Моя супруга, указывающая путь. :)

Хоть Телецкое и в другой стороне, но туда нам тоже лежит дорога, причем асфальтированная. :)

Еще один герой, местами разноцветный, но еще бодрячком!

Вот мы и в Горном Алтае. О пройденном по гравийке расстоянии напоминает лишь пыль, осевшая на бампере. Асфальт здесь ничем не хуже такового в Кемеровской области. Местами шел 120.

Виды уже впечатляют, но этих гор тут так много, что скоро перестаешь обращать на них внимание.

А вот и место с вкусными, фаршированными ягодами со сливками, блинчиками. Это место около Верх-Бийска на развилке Турочак — Горно-Алтайск — Телецкое. Я сам узнал об этих блинчиках из прочитанных мною отзывов. Блинчики понравились, очень вкусно!

Озеро уже скоро, но время тянется так медленно, что эти 43 километра кажутся вечностью.

Горная река Бия, берущая своё начало из Телецкого озера. Дорога проходит рядом с водой — едешь и глупо улыбаешься, ведь уже скоро разбивать лагерь.

Скоро въехали в Артыбаш. Переехали через мост в Йогач. Послонявшись по деревням и не найдя ничего интересного, решили вернуться немного назад и разбить лагерь на берегу Бии, благо присмотрели шикарное местечко по дороге. От Артыбаша до места пять минут езды.

Вот так приходилось одеваться нам, и одевать ребенка каждый вечер — перепад температур тут довольно большой. Днем шорты и майки — вечером кофты и куртки.

С собой мы брали бутербродов, колбасы, вареные яйки — готовить что-либо этим вечером не хотелось в принципе. Съели припасы, поставили палатку — и спать.

08 июля

Охота кушать, приходится заниматься собирательством, но топорик (вместе с Андреем, естественно) к нам еще не приехал :(.

Благо сухих веточек пока в достатке — но к вечеру уже почувствуется дефицит…

Где моя большая ложка? :)

После завтрака было состояние покоя и ощущения полноценного отдыха, и ничего не хотелось делать, чем мы с удовольствием и занимались.

Фотографировали рафтингистов на Бие…

… и природу вокруг нас.

Рядом с нами текла речушка, Юрток, впадающая в Бию. Бия была очень холодная, и хотя погода днем была жаркая — в Бию лезть не хотелось совершенно. А Юрток заметно теплее — не парное молоко, конечно, но для горной речки нормально. Там мы и искупались.

Жара стояла весь день, и ни одного облачка над головою. А вечером ведь придется опять доставать теплые вещи!

Здесь хорошо видны размеры поляны. Постояльцы прибывали и убывали каждый день, мало кто задерживался более, чем на сутки.

А в это самое время к нам ехал Андрей. Мы уже ожидали его прибытия, примерно в течение часа он должен был объявиться.

Фотографии, сделанные Андреем. Он уже недалеко. Но видно, как меняется погода: огромная туча закрывает все небо, а по реке тянется туман. И все это безобразие вместе с Андреем идет на нас.

Долгожданная встреча, первое застолье…

… и обсуждение планов на завтра.

Долго посидеть нам не дала погода, обрушившись продолжительным ливнем, под шум которого мы с Андреем не могли никак уснуть. А мои женщины сладко и беззаботно спали, пока мы с Андреем обменивались сообщениями по аське. Мое последнее сообщение было в 3 часа 19 минут ночи: «Дождик, тьфу-тьфу-тьфу, кончается… :)».

09 июля

Наутро воды реки Юрток заметно поднялись и приобрели грязный, глиняный оттенок. Мы долго не могли развести огонь — все пеньки и сухостои в округе были мокрыми. Нас выручил приехавший на стоянку мужик на микроавтобусе (или внедорожнике, уже не помню…) — достав нам из кузова пару сухих поленьев. Поблагодарив его, мы с Андреем принялись быстрее разжигать костер, так как желудки уже недвусмысленно напоминали о своей пустоте. Позавтракав, решили сворачиваться и ехать в Артыбаш, договариваться насчет катера для экскурсии по Телецкому. К слову об экскурсии: вида на озеро из деревни практически нет, а то, что видно, больше напоминает реку, нежели озеро. Честно говоря, Телецкое не оправдало моих ожиданий, пока не прокатился — экскурсия здорово меняет представление об этом месте.

Спасательные жилеты — обязательное условие.

Вид на Артыбаш с озера.

У Андрея объектив круче, и, как позже оказалось, батарея живет дольше.

Мост, соединяющий деревни Артыбаш (на фото справа) и Йогач (слева). Заодно мост является границей водораздела между Телецким озером и Бией.

Берег Телецкого местами скалистый, а местами пологий, и деревья спускаются к самой воде.

И даже на озере нас застал дождь, благо, не сильный.

Маленький водопад, входящий в программу экскурсии. Надпись гласит, что ступать на берег нельзя.

Водопад Корбу. Место ненавязчивого отъема денег у посетителей :). Добраться до места можно только на катере.

Впечатления были хорошими. Вообще водопады заряжают нас какой-то энергией и снимают усталость.

Каменный страж Телецкого озера.

Каменный залив. Местное придание гласит, что здесь в воды озера упал метеорит, но никаких подтверждений в Сети я не нашел. :)

После экскурсии решили сразу же уезжать отсюда в сторону Горно-Алтайска. Дальнейшее путешествие планировалось вглубь Алтая по трассе М-52.

Дорога Артыбаш — Горно-Алтайск проходит через Чойский район. Ехать там мне очень не понравилось, это была самая плохая асфальтированная дорога во всем Алтае. Так как ехали поздно вечером, я несколько раз не заметил ямы, иногда довольно внушительных размеров. А иногда не успевал сбавить скорость до безопасной — надвигалась усталость и хотелось быстрее найти место ночлега. Возможно, днем там ехать проще…

Ночевать в палатках что-то не хотелось — решили остановиться в гостинице «Горно-Алтайск», единственной, которую смогли отыскать в первом часу ночи. Гостиница еще с советских времен, но чистенькая. В любом случае после палаток это рай. Заодно сходили в теплый душ.

10 июля

Вид на гостиницу. В одиннадцатом часу дня мы отсюда съехали. Что тут понравилось: так как мы вселялись в первом часу ночи, то суточная оплата распространялась до 12 часов следующего дня. Но слоняться сутки без дела по Горно-Алтайску не было никакого желания.

Первым делом необходимо было позавтракать. Вариант развести костерок посреди города был отвергнут, и мы поехали колесить по городу в сторону Маймы в надежде по дороге найти приличное и недорогое место, где можно позавтракать.

Заодно по дороге фотографировали местные достопримечательности… Эта достопримечательность — Национальный театр.

Позавтракали мы в привокзальном кафе и двинули навстречу М-52. Не успели выехать на трассу, как увидели указатель «Озеро Ая», и довольно внушительную очередь из автомобилей, движущуюся в том направлении. В планы озеро не входило, но вспомнив, что вроде где-то читали про него, решили заехать.

Судя по обилию автомобилей на стоянке и людей на пляже, место пользуется спросом. В общем, обычное озеро — не грязное, но и не кристально чистое, правда, теплое, что в Горном Алтае само по себе уже хорошо. Местные предприимчивые алтайцы с удовольствием берут за вход деньги. За стоянку автомобилей тоже. Хотя никакой охраны или даже ограждения нет. Да еще и идти до озера со стоянки минут десять — напрягает. Зато искупались в нем с удовольствием.

А вот специально ехать сюда из Новосибирской, Кемеровской области и даже Алтайского края — вот этого я не пойму никогда.

Ихтиандр…

Покупавшись с часок, решили двигаться дальше. Так как озеро Ая находится на левом берегу Катуни (уже в Алтайском крае), то по мосту через Катунь нам пришлось ехать дважды, оба раза за деньги. Причем еще и в очереди киснуть на жаре — в «Пульсаре» кондиционер не работал. Андрею, думаю, было комфортно…

После озера заехали на заправку («Роснефть») покормить своих коней. Мой ел уже третий раз с начала путешествия (бак 40 литров + конский расход из-за полного привода и состояния двигателя), а «Туарег» только сейчас дозаправил свой столитровый бак соляркой…

Следующая остановка, намеченная на атласе, была совсем рядом — озеро Манжерок. Решили заехать, глянуть что да как.

Купаться даже не решились. За въезд, кстати, опять брали деньги. Сколько — не помню, да и не в этом дело. Просто брать откровенно не за что. Единственное, что там понравилось — изображения Мальвины и Буратино на недвусмысленного вида сооружениях у дороги вдоль озера.

Поехали дальше по М-52, подальше от этих мест… Глядим: стоят машины по обе стороны дороги, слева кто-то торгует чем-то, народ ходит, а рядом не видно никакой деревни, да и на карте ничего… Сбавили скорость, проезжаем мимо, смотрим — а справа красивый современный мост через Катунь. Решили остановиться, посмотреть что там, ну и пофотографироваться, естественно…

Красивое место. Нам очень понравилось. Если бы нам хотелось сервиса и понежиться на пляже весь отпуск — то мы бы приехали сюда. Но, нам хотелось диких мест и мы поехали дальше…