В июле 2005 г. под руководством к.и.н. директора НИИ ГИ при АлтГУ В.П. Семибратова начались раскопки в гроте Тавдинском.
В процессе работ выяснилось, что в древности люди неоднократно посещали грот и даже устраивали в нём жилища, разводили костры, жарили мясо. Вечером отблески костра создавали причудливые тени, вызывая у собравшихся странные образы. Ночной лес и горы порождали звуки - иногда завораживающие, а иногда и пугающие. Так происходило рождение самых древних «демонов пещер».
В процессе работ возникло предположение, что мы имеем дело не с обычным поселением, а с культовым местом. В пользу этого предположения свидетельствовал набор костей животных, не характерный для скифских поселений. Костные остатки в Тавдинском гроте отличаются большим разнообразием представителей животного мира (рыбы, птицы, грызуны, пушные звери, мелкие и крупные копытные).
Вся керамика найденная в гроте сильно фрагментирована что, скорее всего, является следствием преднамеренной фрагментации, связанной с проведением обрядов принесения даров богам или духам. Находка изделия, выполненного из рога крупного самца косули, на котором вырезано антропоморфное изображение, подтвердило выдвинутое предположение.
Подобные изделия в археологической литературе рассматриваются как навершия шаманских жезлов.
Когда смотришь на это навершие, возникает странное ощущение. Вначале, кажется, что простота, с которой древний мастер выполнил профиль человека, граничит с примитивностью. И лишь через некоторое время понимаешь, что этот лаконизм линий, когда мастеру достаточно было нескольких движений ножа, чтобы изобразить человеческое лицо, свидетельство истинных вершин первобытного искусства, которое не знает расстояний и границ.
Неожиданное подтверждение гипотезе о существовании в гроте святилища мы находим в легенде «О Талдинских (Тавдинских) пещерах». Вероятно в мифической, сказочной форме доходят до наших дней отражения реальных исторических событий связанных с функционированием святилища.